Если в рамках дела о банкротстве признана недействительной цепочка сделок с применением односторонней реституции, покупатель исполнивший договор купли-продажи вправе требовать уплаты неосновательного обогащения от продавца, при условии возврата имущества должнику.
В рамках дела о банкротстве признана недействительной цепочка сделок, поскольку совершённые в рамках данной цепочки сделки были признаны ничтожными, суд применил одностороннюю реституцию.
Покупатель, вернувший в конкурсную массу имущество, обратился с исковыми требованиями к продавцу, о возврате уплаченной по договору купли-продажи суммы. Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, сославшись на то, что сделки признаны ничтожными в рамках дела о банкротстве должника.
Суд апелляционной инстанции встал на сторону покупателя, усмотрев на стороне продавца неосновательное обогащение, поскольку доказан факт перечисления истцом денежных средств в пользу ответчика, при этом доказательства встречного предоставления в деле отсутствуют.
Суд округа поддержалпозицию суда первой инстанции
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Борисовой Е.Е., судей Грачевой И.Л., Чучуновой Н.С. в определении № 305-ЭС24-730 г. от 18.06.2024. признала верной позицию суда апелляционной инстанции: «поскольку в деле о банкротстве не был разрешен вопрос о применении последствий недействительности ничтожных сделок между компанией и биржей, при этом установлено, что сделки между ними носили возмездный характер, восстановление прав компании возможно посредством принятия судебного акта, которым будут применены последствия недействительности сделки.
… как верно установил суд апелляционной инстанции, имеется совокупность условий, необходимая для удовлетворения иска компании о взыскании с биржи неосновательного обогащения, а именно: истец перечислил ответчику денежные средства в счет уплаты выкупных платежей и штрафных санкций по договорам купли-продажи, что подтверждается платежными поручениями; договоры купли-продажи признаны ничтожными в деле о банкротстве, а спорное имущество возвращено в конкурсную массу должника, ответчик безосновательно удерживает денежные средства истца, которые были перечислены при исполнении ничтожных сделок – договоров купли-продажи.»